Сон на пути к Марсу

Ведомство, ответственное за космическую программу США, решительно настроено осуществить в ближайшие 15 лет пилотируемый полет на Марс. С подобной инициативой выступает и Роскосмос. Программы конкурирующих государств, к сожалению, развиваются отдельно, но кое-что общее в проектах есть как у американцев, так и у русских.

В режиме сна
Проведение полета в режиме глубокого сна – основа всех научно-фантастических рассказов и отснятой фантастки. Такой полет решает сразу целый комплекс проблем. Экипажу, находящемуся в состоянии сна, требуется значительно меньшее количество пищи и воды, а так же кислорода. Можно уменьшить внутреннее пространство корабля и перевести больше оборудования, кроме того, спадает психологическая нагрузка длительного нахождения в замкнутом пространстве. Проспав полгода, космонавты достигают поставленной цели без утомительного перелета, и могут сразу приступать к проведению необходимых исследований.

Анабиоз человека
Человеку не свойствен анабиоз, и подготовка организма к непривычному для него состоянию сопровождается определенными трудностями, которые предстоит преодолеть. В настоящее время ученые добились четырнадцати суток сна, без каких-либо последствий для организма. Проводятся работы по разработке химических растворов, погружающих человека в сон и поддерживающих его в этом состоянии, а так же программа гипотермии. Охлаждение организма, приведет к замедлению обмена веществ, и погрузит человека в состояние, приближенное ко сну. Работа над погружением человека в длительный сон ведется не первое десятилетие, и ярким примером могут служить добровольцы, по собственной воле закрытые в криокамерах. Их цель – перемещение в будущее. Но дело в том, что заморозить-то их заморозили, а вот грамотный процесс разморозки ученные рассчитывают разработать лишь в том самом будущем. Однако NASA продолжает работу в данном направлении, и в России тоже не отстают.

Так или иначе, решение о проведении полета принято, и если даже не получиться добиться желаемой продолжительности сна, анабиоз будет применен, но с интервалами. «В этом есть свои плюсы,- отмечает астрономический инженер Марк Шаффер,- любой полет, проводимый сегодня, сопровождается постановкой научных опытов, и полет к Красной планете не станет исключением. Кто-то ведь должен контролировать состояние приборов, выполнять работу по ремонту или обслуживанию».

0 Comments